Как летать наравне с птицами, или как обучаться парапланеризму

Парапланеризм и дельтапланеризм

Если будущий спортсмен планирует осваивать параглайдинг, ему придется приобрести акро-крыло и постигать азы пилотирования параплана именно на специализированном летательном аппарате

Ошибочное мнение. Начальный этап обучения все пилоты проходят на учебных парапланах, не требующих от пилота особого мастерства и сконструированных так, чтобы совершенно самостоятельно принимать в воздухе правильное положение. Да и азы акробатики можно осваивать на обычных парапланах, например, класса Performance или Competition. И лишь после этого рекомендуется переходить на специализированные крылья «акро», незаменимые при выполнении некоторых акробатических фигур. При этом следует учесть, что некоторые из них сконструированы «под определенный трюк» (например, у Infinity способность к демпфированию (гашению колебаний) сведена к минимуму), потому начальное обучение на парапланах такого рода весьма нежелательно.

История парапланеризма

История парапланеризма берет свое начало в 20-м веке. В 1960-х годах французский инженер Пьер Литтрокс разработал первый параплан, который впоследствии стал прародителем современного параплана. Его конструкция была основана на сочетании крыльев и планера, и позволяла летать без двигателя.

В начале 70-х годов популярность парапланеризма начала расти, и стали появляться первые коммерческие школы. Однако в то время парапланеризм был достаточно опасным видом спорта, из-за несовершенных технологий и отсутствия надежного оборудования.

В 1980-х годах с развитием компьютерных технологий и материалов для производства парапланов, стало возможным создание более безопасных и стабильных моделей. Появились новые крылья с улучшенными летными характеристиками, что способствовало развитию парапланеризма как спорта.

Сегодня парапланеризм – это популярный экстремальный вид спорта, который привлекает любителей адреналина и свободы. Современные парапланы обладают высокими летными характеристиками, позволяя совершать длительные полеты и выполнение различных трюков. Благодаря прогрессу в области безопасности, риск получения серьезных травм во время полета значительно снизился.

Год Событие
1960-е Пьер Литтрокс разрабатывает первый параплан
70-е годы Рост популярности парапланеризма и появление первых школ
1980-е годы Развитие технологий и создание более безопасных моделей парапланов

Принципы движения группы летательных аппаратов в воздухе схожи с правилами дорожного движения

В некоторых случаях это действительно так. Например, при встрече пилоты облетают друг друга слева, если курсы пересекаются — действует правило «помехи справа» (т.е. парапланерист, заметивший справа от себя другого спортсмена, движущегося по перпендикулярному курсу, должен повернуть налево, чтобы избежать возможного столкновения). Но из некоторых правил есть исключения. Например, если пилоты встретились у склона, дорогу уступает парапланерист, который находится дальше от склона, чем его оппонент. Однако если дует сильный боковой ветер, пилоты наоборот стараются «прижаться» к склону и порядок расхождения определяют по взаимной договоренности.

Места, где летают на парапланах

Стоит признать, что в европейской части России не много мест, пригодных для параглайдинга. Тем не менее, и в Москве, и в Санкт-Петербурге имеются аэроклубы, освоившие лётные маршруты своих местностей. Как уже говорилось, для успешного старта необходимо найти горный склон хотя бы с минимальным перепадом высоты (30-40 м). Такие места встречаются и в европейской части, и на Урале, и в Сибири, и на Дальнем Востоке.

Города и споты в России

Список городов и регионов, где имеются аэроклубы, занимающиеся параглайдингом:

  • Москва (школы при МАИ и «Вектор»);
  • Санкт-Петербург («Азарт»);
  • Астрахань (парапланерный клуб г.Астрахань);
  • Башкирия (Учебный центр парашютного спорта, Уфа);
  • Белгород (парапланерный клуб);
  • Благовещенск (АОООРП «Амур Параглайдинг»);
  • Брянск (клуб АТСК «ПЕРЕСВЕТ»);
  • Владимирская область (клуб «Полет»);
  • Волгоград (клубы в г.Волгоград и г.Волжский);
  • Воронеж (парапланерный клуб «Грань-Аэро»);
  • Екатеринбург (клуб «В небе.ру»);
  • Йошкар-Ола («Перм-Аэро»);
  • Казань (Центральный аэроклуб республики Татарстан);
  • Краснодарский край (клуб «SkyKrd», Сочи, Красная поляна);
  • Крым («South Paragliding»);
  • Орел-Вяжи («Параплан 57»);
  • Омск (парадром Камышино);
  • Пенза (сообщество парапланеристов и дельтапланеристов Пензенской области);
  • Ростов-на-Дону (лётная школа);
  • Самара (клуб «Высота»);
  • Саратов («Полеты на параплане Саратов Балаково Хвалынск»);
  • Тверь (лётно-технический клуь СЛА «Воздушный конь»);
  • Ульяновск (Ульяновский парапланерный клуб Сергея Малышевского);
  • Чебоксары (авиаклуб);
  • Ярославль (FLIGHT CLUB Ярославль).

В список могли не попасть аэроклубы, открывшиеся недавно, поэтому стоит наводить справки по своему региону самостоятельно.

За рубежом

Зарубежный (особенно европейский) параглайдинг отличается большей развитостью инфраструктуры, упорядоченностью юридических вопросов в отношении спорта и, конечно, большим разнообразием поразительных ландшафтов. Сегодня наибольшей популярностью среди парапланеристов пользуются полёты в таких местностях, как:

  • Крушево, Македония — буйно-цветущая природа, широкие долины и словно обтянутые зелёным плюшем горные хребты с высоты летящего параплана завораживают своей красотой;
  • Покхара, Непал — полёт открывает вид на непередаваемо красивые пейзажи гималайских вершин Манаслу, Аннапурна, Дхаулагири и горное озеро Фева;
  • Хемседал, Норвегия — красота норвежских фьордов, диких горных вершин и суровой природы особенно впечатляет в летнее время;
  • Олюдениз, Турция — руины древних городов, Голубая лагуна, Долина Бабочек – всё это открывается взору пилота, шагнувшего в небо с горы Бабадаг;

https://youtube.com/watch?v=jnfyedZTafE

  • Шамони-Монблан, Альпы, Франция — место претендует на титул родины парапланеризма, лётный сезон здесь открыт с ранней весны до глубокой осени;
  • Дюна в местечке Пиле, Франция — крупнейшая в Европе Дюна поражает своими размерами и окружающей природой – бархатно-зелеными лесами и водами Атлантического океана;
  • Рио-де-Жанейро, Бразилия — с высоты птичьего полёта можно увидеть весь город как на ладони, сахарную голову Рио и величественную статую Иисуса Христа;
  • Долина Напа, США — край американского виноделия с ухоженными виноградниками и залитыми солнцем долинами с высоты кажутся просто сказочными;
  • Куинстаун, Новая Зеландия — непревзойдённой красоты пейзажи запечатлены в фильме «Властелин колец» и, можно сказать, в рекламе не нуждаются.

Это далеко не полный перечень сказочно красивых мест нашей планеты, которые желательно увидеть с высоты.

Никакого экстрима

– Есть мнение – чтобы победить фобию, необходимо столкнуться с ней лицом к лицу. Вы бы посоветовали тем, кто боится высоты, заняться парапланерным спортом?

– В принципе, согласен с такой позицией. Вы знаете, когда рождается страх высоты? В детстве. Мы можем бояться темноты, потому что нас когда-то напугали бабайкой какой-нибудь. И это всех фобий касается.

Статья по теме

Лекарство от страха. Почему на Камчатке много любителей экстрима

Хотя страхи – тема непростая. Я, честно говоря, боюсь летать на самолётах. Это многих удивляет, но я ни от кого не скрываю. Нет, я, конечно, не до потери сознания боюсь, но, скажем так, чувствую себя на борту воздушного судна неуютно. Прекрасно знаю, как устроен самолёт, и как им управляют. Наверное, меня немного волнует то, что я не управляю ситуацией.

Когда об этой моей особенности узнают, обычно говорят: «Уму непостижимо! В открытом пространстве – буквально на тряпке лететь не боишься, а в самолёте, где можно спокойно поспать и поесть – волнуешься».

В свободном полёте! Фото: Из личного архива/ Тарас Колотилин

– Да, ведь всё-таки полёты на параплане больше для смельчаков, наверное…

– Я не люблю, когда парапланеризм называют экстремальным видом спорта. Многих пугает именно небо, все часто вздыхают: «Ой, как высоко! Мало ли, что может случиться». В то же время все летают в отпуск на самолётах, не задумываясь о том, сколько внештатных ситуаций может произойти. Много у нас и любителей зимних видов спорта, во время занятий которыми тоже что-то может случиться. Если всё время об этом думать, то тогда стоит всего бояться.

Даже непредвиденные ситуации у нас решаемы. Мы знаем законы физики, можем обойти препятствия, а в случае крайней необходимости задействовать запасной парашют. Всем давно известно, что авиационный транспорт самый безопасный, и мы – не исключение из правил. Просто люди не осознают, что полёт управляем. У нас есть газ, тормоз, повороты влево и вправо, режим парашютирования. Пока обывательские мысли перевешивают, некоторые думают, что спортсмена может унести, или он постоянно рискует задеть что-то ногами. На самом же деле, воспарив в небо, ты автоматически контролируешь ситуацию, применяя необходимые знания и навыки. Действуя аккуратно и правильно, в небе можно жить, а не выживать.

Парапланеристам необходимо знать физику, много читать и быть готовыми всегда учиться новому. Фото: Из личного архива/ Тарас Колотилин

Досье

Тарас КОЛОТИЛИН родился 24 апреля 1980 года на Камчатке в посёлке Озерновский Усть-Большерецкого района. В 2003 году окончил КамчатГТУ, специальность «судоводитель». Парапланерист, председатель Региональной общественной организации «Камчатская краевая Федерация спорта сверхлёгкой авиации».

Главный враг параплана — ультрафиолетовое излучение

Да, это так — именно от воздействия солнечного света ткань теряет не только цвет, но и прочность. Однако не меньше вреда может принести крылу сырость. Дело в том, что внутри параплана после нескольких полетов накапливается травяная пыль, которая в комбинации с влагой становится отличной питательной средой для размножения бактерий. Вырабатываемая ими кислота может способствовать разрушению ткани. Порой крыло может быть повреждено некоторыми насекомыми, например, кузнечиками. Попадая внутрь параплана и не имея возможности выбраться, маленькие пленники попросту прогрызают ткань, оставляя в ней небольшие дырочки. Чтобы уберечь крыло и стропы (теряющие прочность в случае посадки, к примеру, на острые камни или плато, изобилующее осколками льда) от повреждений следует обязательно просушивать параплан после полетов и ремонтировать (порезы, длина которых не превышает 7 см, можно заклеить специальной тканью, причем лучше изнутри; в остальных случаях прорехи придется зашивать).

Система строп параплана напоминает парашютную

Внешне — да, однако при более внимательном рассмотрении можно заметить, что система строп параплана имеет немало особенностей. Парашют обычно соединен с подвеской одним рядом строп, закрепленных по периметру конструкции. А стропы параплана расположены в 4 или 5 рядов и крепятся не только к передней и задней кромке крыла, но и к силовым невюрам, делящим параплан на секции. Чтобы уменьшить лобовое сопротивление системы, стропы разветвлены по ярусам: несколько самых толстых составляют нижний ярус, к каждой из них прикреплено несколько более тонких строп среднего яруса, каждая из которых в свою очередь соединена с крылом определенным количеством наиболее тонких строп верхнего яруса. Кроме того, стропы параплана тоньше парашютных (их толщина составляет около 1,5 мм, в то время как толщина парашютных строп — около 4 мм), однако благодаря применению современных материалов (кевлар, дайним, вектран и т.д.) способна выдерживать нагрузку 120-150 кг.

Используя радиопередатчик, инструктор может подсказать начинающему парапланеристу, как действовать в той или иной ситуации

Это не совсем так. Радиосвязь действительно используется при обучении, но не для того, чтобы руководить действиями пилота с земли (ведь в случае возникновения нештатной ситуации пилот, особенно находящийся на небольшой высоте, попросту не успеет воспользоваться советами инструктора). Если инструктор сомневается в том, что ученику не хватит знаний и умений для совершения учебного полета с определенным заданием — он попросту упрощает полетную задачу, а действовать в той или иной ситуации пилот будет самостоятельно. Однако в некоторых случаях радиосвязь весьма полезна. Например, более опытный и наблюдательный инструктор может сообщить начинающему парапланеристу о местонахождении термического потока, используя который спортсмен сможет набрать высоту и увеличить время пребывания в воздухе.

Места для парапланеризма

В последние годы популярность этого активного вида отдыха в России сильно выросла. Заняться парапланеризмом можно и в горных районах Кавказа или Алтая, и на Черноморском побережье и даже неподалеку от двух столиц.

Подмосковье

На территории Подмосковья много разных мест, куда приезжают заниматься парапланеризмом. В ста километрах от столицы есть деревня Кончинка (Тульская область), где находится клуб «Вектор». Возле Щербинки расположена деревня Федюково, известная благодаря летной школе «Первый шаг».

Недалеко от Калуги, в 170 км по Киевскому шоссе от Москвы, можно прекрасно провести время в парапланерном клубе «Эскадрилья». Возле Сергиева Посада есть деревня Федоровское со склоном на ГАЭС, откуда любят стартовать парапланеристы.

Европейская часть России

Жители и гости Санкт-Петербурга могут полетать на параплане с дельтадрома «Можайского», расположенного на вершине горы Кирхгоф. А также в Гатчинском районе возле Красного села, где находится парадром Ретселя.

В зимний период любители полетов на параплане отправляются в Калужскую область, где расположена деревня Желохово, а в ней – парапланерный клуб «Первый шаг».

Сибирь

Гора Курай на Алтае притягивает к себе парапланеристов со всей России и ближнего зарубежья, которые стартуют с местного дельтадрома. Но новичкам здесь будет сложно. Полеты с Курая требуют специальной подготовки. Недаром это место было выбрано для проведения соревнований, в которых участвуют лучшие российские парапланеристы.

Юг России

В Пятигорске такие полеты осуществляются с горы Джуца. У здешнего дельтадрома репутация самого известного места для полетов на параплане в постсоветском пространстве. Новички занимаются в школах.

На Джуце проходят тренировки опытных спортсменов. Во время полета можно любоваться живописными Кавказскими Минеральными Водами.

Еще одно культовое место – «Планерское» в Коктебеле. Возле поселка находится гора Клементьева, которая была освоена почти сто лет назад советскими планеристами. С этого дельтадрома не только летают. Здесь также обучают новичков. Также на Крымском полуострове полетать на параплане можно с горы Ай-Петри.

В центральной части Анапы есть Ореховая роща, рядом с которой расположен дельтадром. Также в этом регионе для полетов на парапланах подойдут Бугазская коса и станица Благовещенская, возле которой подготовлена специальная площадка.

Красная Поляна – основное место сосредоточения сочинских парапланерных клубов. Горная местность Домбай тоже притягивает к себе любителей этого активного вида отдыха.

Все о парапланеризме: оборудование, тренировки и безопасность

Оборудование для парапланеризма включает в себя: параплан (летательное крыло), который состоит из тканевых панелей и поддерживающей структуры; поводья, с помощью которых пилот управляет парапланом; систему защиты, такую как шлем и защитный костюм; а также специальный рюкзак или сумку для переноски оборудования.

Перед началом занятий парапланеризмом рекомендуется пройти тренировку, которая включает в себя уроки теории и практики. В теоретической части вы узнаете о правилах безопасности, метеорологии, основах пилотирования и навигации. Практическая тренировка включает в себя обучение старту, полету и посадке параплана. Также дополнительные тренировки могут включать в себя упражнения и тренировки физической подготовки, чтобы улучшить координацию и выносливость.

Безопасность является одним из самых важных аспектов парапланеризма. Перед полетом необходимо тщательно проверить оборудование на наличие дефектов и повреждений. Также рекомендуется использовать средства защиты, такие как шлем и защитный костюм

Во время полета необходимо соблюдать правила безопасности, следовать инструкциям инструктора и обращать внимание на метеорологические условия. В случае возникновения аварийной ситуации необходимо знать, как правильно реагировать и выполнить аварийные процедуры

Все вместе, правильное оборудование, тренировка и соблюдение правил безопасности сделают занятие парапланеризмом увлекательным и безопасным. Однако, помните, что парапланеризм является высокорисковым видом спорта и требует хорошей физической и ментальной подготовки.

Почему я выбрал параплан

Совет тех ребят я запомнил на всю жизнь. Потому что часто оказываюсь в условиях, которые невозможно спрогнозировать.

В большинстве экстремальных видов спорта ситуацию можно постоянно контролировать: подкорректировать движение, сбросить скорость, остановиться и так далее. Но воздушную среду мы видеть не можем, и какой порыв ветра будет через пять секунд, не знаем. Поэтому параплан, получается, самый непредсказуемый вид, и он дает самые сильные эмоции.

Летом я летаю в Новосибирске, а на весь холодный сезон уезжаю во Вьетнам (Муйне)

Стартовать можно с горы или при помощи лебедки – это когда получаешь первое ускорение, прицепившись веревкой к автомобилю. Почти всю нагрузку в полете несет на себе крыло. Пилот, управляя парапланом, только немного двигает руками. Например, в Курае на Алтае можно набрать высоту до 5 км, не чувствуя при том никакого дискомфорта. В то время как альпинистам на такой высоте уже требуется кислород. А все потому, что альпинисты идут наверх, испытывая колоссальную нагрузку, а парапланеристы просто лежат в своем коконе практически горизонтально, главное, чтобы была обтекаемая форма тела и минимальное сопротивление воздуха.

Самая большая высота, на которую я поднимался на параплане, – 5 тысяч метров. Это было на Алтае

Основная задача пилота – поймать восходящий поток воздуха. В горах, внимательно читая рельеф, определить возможное место его образования проще. На равнинной территории земля выглядит как плоская карта, рельеф не считывается, поэтому и признаки потока обнаружить бывает сложно.

В этом случае выручают птицы, они каким-то шестым чувством их ощущают. Если пернатые начинают кружиться и набирать высоту – нужно сразу лететь к ним, так как это верный признак восходящего потока.

Основные типы парапланов

Существует несколько основных типов парапланов, которые отличаются по своим характеристикам и предназначению. Каждый тип имеет свои преимущества и недостатки, и выбор определенного типа зависит от индивидуальных предпочтений пилота и задач, которые ему предстоит решать.

1. Школьные парапланы – это типы парапланов, которые специально разработаны для обучения новичков. Они отличаются от других типов парапланов более простой конструкцией и дружелюбным поведением в воздухе. Школьные парапланы обладают хорошей устойчивостью и позволяют пилотам безопасно осваивать основы полетов.

2. Начальные парапланы – это типы парапланов, которые предназначены для пилотов с определенным уровнем подготовки. Они обладают лучшей аэродинамикой и маневренностью по сравнению со школьными парапланами, что позволяет пилотам делать более сложные маневры и летать на более высотах. Начальные парапланы являются хорошим выбором для пилотов, которые уже имеют определенный опыт и чувствуют себя комфортно в воздухе.

3. Спортивные парапланы – это типы парапланов, которые используются для участия в соревнованиях и выполнении сложных трюков. Они отличаются от других типов парапланов более высокой маневренностью, лучшей аэродинамикой и более сложной конструкцией. Спортивные парапланы предназначены для опытных пилотов, которые хотят достичь высоких результатов и испытать адреналиновый подъем в воздухе.

4. Туринговые парапланы – это типы парапланов, которые предназначены для длительных полетов и путешествий. Они обладают хорошей планерностью и дальностью полета, что позволяет пилотам преодолевать значительные расстояния в воздухе. Туринговые парапланы обычно имеют больший размер и более устойчивую конструкцию, чтобы обеспечить комфортное и безопасное путешествие.

Сколько стоит полет на параплане

Прежде чем интересоваться полетами на параплане, нужно учесть, что это увлечение не для бедных. Итак, полет на параплане что необходимо знать о стоимости услуг. Обучение полетам в среднем стоит от 35 до 50 тысяч рублей. Если пилот желает приобрести собственный параплан, то его покупка обойдется в пределах 1500–5000 евро. Аппарату следует уделить достаточно внимания при выборе

Важно, где и кем он был произведен, проводилось ли тестирование устройства. Также потребуется дополнительное оборудование, экономить на котором не стоит, речь идет о безопасности человека во время полета

Люди предпочитают полеты с инструктором, или же напротив, самостоятельные, но с арендой оборудования. Им достаточно обратиться в компанию, которая организовывает полеты на параплане. Стоимость услуг составляет от 2000 рублей.

Для того чтобы наилучшим образом набрать высоту в термике, нужно максимально сузить спираль подъема

Такую технику можно применять в тот момент, когда показания вариометра свидетельствуют о том, что вы находитесь на пике подъема. При этом нужно помнить, что как недостаточное, так и слишком сильное сужение спирали приводит к нежелательным последствиям: в первом случае пилот использует силу потока лишь частично, во втором — вместо того, чтобы продолжать подъем, будет снижаться в глубокой спирали, причем с очень большой скоростью. Потому сужение спирали необходимо прекращать в тот момент, когда скорость подъема начинает падать. Следует учесть, что вышеупомянутую технику применяют только для того, чтобы оставаться в центре одного потока. Если же пилот по некоторым признакам (падение среднего уровня подъема, ощущение усиления восходящего потока с одной стороны и т.д.) чувствует, что рядом с ним формируется новое ядро, он должен не сужать, а расширять спираль, которую впоследствии нужно будет вновь сузить, используя силу нового центра термика.

Почему я никогда не паникую

Моменты, когда мне бывает действительно страшно, происходят периодически. В основном они связаны с ответственностью за других людей. Моя зона ответственности – принять решение, когда можно летать, а когда лучше этого не делать. Я далеко не во всех условиях полечу.

В критический момент я могу трезво оценить свои силы и выбрать наиболее безопасный вариант развития событий. Поэтому паники у меня не бывает. За это я благодарен своему детству и многочисленным внештатным ситуациям в моей практике.

Большую роль играет такой фактор, как ангел-хранитель, везение или удача

Своего ангела-хранителя я постоянно тренирую, он у меня не сидит без дела. Мне часто говорят: «Уменьши риски». На что я отвечаю: «Если уменьшу, то мой ангел-хранитель будет лежать на диване и смотреть телевизор, он станет расслабленным, толстым и неповоротливым». Поэтому я постоянно подкидываю ему работку, и он в прекрасной физической форме и вытаскивает меня из всех передряг.

Полеты в грозу очень опасны

Это действительно так. Грозовые тучи (поначалу выглядящие как безобидные кучевые облака) обладают свойством «всасывать» в себя летательные аппараты, попадающиеся на их пути, и с огромной скоростью (около 160 км/ч) поднимать вверх. Таким полетом очень трудно управлять из-за сильнейшей турбулентности, способной привести к полному разрушению конструкции параплана. Кроме того, быстро достигая большой высоты, пилот будет страдать от холода и недостатка кислорода. Потому полетов в непосредственной близости от грозовых облаков нужно по возможности избегать, так как близкое знакомство с ними зачастую приводит к смертельному исходу.

Как я стал экстремалом

Моя жизнь, начиная с раннего детства, наполнена острыми ощущениями. В четвертом классе меня отдали в парусный спорт. Навыки, полученные во время регат, мне до сих пор сильно помогают. Могу с закрытыми глазами завязать любой узел.

Также в детстве выработалась способность не бояться обстоятельств. Мы выходили в море, попадали в шторм, и каждый был наедине со стихией. Это была прекрасная закалка.

С седьмого класса занимался виндсерфингом. Как-то на соревнованиях на Красноярском водохранилище у меня расслоилась доска, я начал тонуть посреди водоема. Во Владивостоке по той же причине чуть не утонул в море. Но каждый раз как-то доплывал до берега.

В начале 90-х, когда учился в институте, занялся дайвингом. Для этого ездил в Египет, где прошел курс и доучился до дайвера-спасателя и инструктора. В то же время освоил горные лыжи и сноуборд. Потом был парашют: пять лет вместе с женой мы активно занимались прыжками в Новосибирске.

Подходя вплотную к зоне риска, испытывая пограничные ощущения, я тренирую свои реакции, учусь справляться с критическими ситуациями

Примерно в 2000 году, возвращаясь с прыжков, я увидел, как с крутого берега реки кто-то спускается с помощью цветастого купола, как позже выяснил, параплана. Подъехал, спросил: «Можно тоже попробовать?» Ребята ответили, мол, конечно, надевай подвязку. Ни инструктажа, ни обучения. В момент, когда меня запустили, подул сильный ветер, который подхватил меня и понес спиной на сосны. Помню, как крикнул ребятам: «Что делать-то?» Они ответили: «Молись!»

До деревьев я не долетел метров пять: ветер ослаб и я смог спуститься к реке. Приземлился, сложил параплан, закинул его на плечо, взбежал обратно на гору и говорю: «Хочу еще!»

Чем меньше вес пилота — тем лучше будет летать его параплан

Ошибочное мнение. Если допущено отклонение от параметров летного веса, указанного производителем для того или иного параплана — аппарат будет вести себя в воздухе не лучшим образом. Когда летный вес меньше (купол недогружен) — параплан не сможет передвигаться с нужной скоростью и летать против ветра, будет плохо держать форму («играть» или «гулять»), вследствие чего ухудшается маневренность и возможность выхода из сложений. Также уменьшаются аэродинамические показатели — недогруженный аппарат по характеристикам и поведению будет весьма напоминать парашют. Если же летный вес слишком велик (купол перегружен) — скорость параплана превышает проектную, в результате чего маневры крыла становятся чрезмерно резкими, усложняется переход от одного движения к другому.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Zoobizon
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: